
1. Вначале был каркас из палок. Типа, скелет.

2. Затем я начала обкладывать его сеном и обматывать шпагатом. Сначала просто для объема, потом, для придания нужных округлостей и форм. Навроде мышц. Ну, глубоких познаний в анатомии для этого не требуется, чего там мудрить, в плечах пошире, в заду потолще, посередине - живот. На каком-то этапе стало понятно, что на коня это существо не тянет, пропорции не те. Значится, олень. Пошла к упавшей иве, выпиливать рога. Что за олень без рогов.

Когда определилась с видовой принадлежностью животного, в нем появилась душа. Или дух. Это уж я не знаю, что именно, но что-то точно завелось. Я это поняла, когда в очередной раз, отрезав кусок шпагата, не смогла воткнуть ножницы в "тело", как это делала раньше, а просто положила их на спину зверю. Воткнуть - рука не поднялась. Так родился Олень. Интересно, к какому миру принадлежал дух, в нем поселившийся, к животному или растительному? Или они не разделяются по категориям, это я не в курсе, к сожалению.
Вначале олень был просто травяной. Потом я захотела украсить ему спинку пушистыми колосками, чтобы гладить было приятно, но вовремя остановиться не смогла, и обложила этими колосками всего оленя. Получилась очень пушистая шкурка, переливающаяся на ветру как шелковистый мех. А олень вышел, таким образом, трехслойным: скелет из веток, мускулатура из сена и шкура из колосков. Стоял он на своих кривоватых ногах устойчиво, и я переставляла его на местности, все не могла найти подходящее место. В конце концов, поставила его напротив крыльца, чтобы из окна было видно. Там он и сейчас стоит, уже потрепанный на ветру, выгоревший на солнце, со свалявшейся шкуркой, но все равно красивый. Птички ему на рога садятся, хорошо так. (прим. - ну, понятно, сейчас уже не стоит, это я в том же, 2007 году писала)
Для тех, кто захочет сделать что-нибудь подобное, расскажу о некоторых технических подробностях, которые мне показались важными.
Сначала о каркасе. Что-нибудь маленькое можно сделать и без каркаса, или скрутить его из проволоки, а существа побольше все-таки лучше ваять на какой-то основе. Палки я сколотила не намертво, это не принципиально. Потом на соединения составляющих каркаса будет намотано сено, и все это не раз обмотано шпагатом, так что устойчивость конструкции будет достаточной. Но только сено надо мотать плотно, а шпагатом обвязывать с усилием, вот это уже важно. Сено, а тем более свежая трава, усохнет и уменьшится в объеме и обвязка провиснет, даже тугая. В идеале, через пару дней ее надо подтянуть, а поэтому, если задуман декоративный слой, как у меня – из колосков, то лучше его сделать после основательной подтяжки, через несколько дней. Подтягивать не сложно – оттягиваете, какую попало веревочку, она оттягивается довольно сильно, разрезаете получившийся провис посередине, и завязываете концы узелком. А вообще, обматывать надо сразу как можно крепче, поэтому веревка для этого нужна тоже крепкая. Мотать желательно в разнообразных направлениях, чтобы витки шли не параллельно друг другу, а как можно больше перекрещивались. Это и прочнее и красивше. В «труднообматываемых» местах, таких как круп (то бишь задняя часть туловища) нелишним будет сделать несколько витков наподобие того, как обматывают колбасу или копченую рыбу. Колбаса при этом так и называется, «ручной вязки». Вот. Можно обмотку сделать декоративной, а можно подобрать в тон, или замаскировать верхним слоем. Тогда верхний слой делайте по принципу черепичной кладки, только чтобы не против шерсти получилось. То есть, начинать надо от копыт и хвоста и двигаться вверх и к голове, закрывая витки веревки травой. Но это довольно заморочено, сразу скажу. И обвязка получается не особо прочной, может потребоваться корректировка через некоторое время.



Чтобы избежать сильной усушки, свежую траву, особенно для крупных товарищей, лучше не брать. Лучше всего – подсушенную, но не совсем еще сено. Можно сказать – свежее сено. Оно еще достаточно мягкое и невероятно душистое, просто наслаждение какое-то с ним возиться. Совсем сено тоже сгодится, но оно немного колючее, его не так приятно перебирать руками. И запах слабее. И мелкие фигурки из него делать трудно, на мелочь можно и свежую траву использовать. Мятку добавить, душицу. Всякие цветочки. Но учтите, что если поставить травяную зверушку на солнце, то довольно быстро она выгорит до соломенного цвета, и все оттенки засушенных в ней растений пропадут.


Еще подобные скульптуры делают из мха на проволочном каркасе. Как-то в журнале статья была об одном латвийском парке с такими зверями. Очень здорово. Бывают шикарные скульптуры из скрученных и переплетенных клубком ивовых прутьев. А я как-то делала небольших зверушек из ивовой коры. Это такие издержки плетения из окоренного прута, которые жалко выбрасывать, а приспособить вроде как некуда. Фигурки из ивовой коры, кстати, после высушивания получаются довольно крепкими, кора в отличие от травы держит форму, полученную при высушивании.

