Листаем народный календарь: третья неделя сентября
16 сентября — Василиса, Домна Доброродная, Дорофей. Домну почитали как покровительницу дома, олицетворение уюта и порядка в жилище, а потому и день этот традиционно женский. Основные занятия — уборка, чистка, избавление от старого хлама, от всего лишнего и ненужного.
В избе следовало тщательно вымыть полы (использовали для этого вересковую воду, обладающую, по поверью, защитными свойствами) и застелить их чистыми половиками. Мыли обувь, стирали вещи. На огороде жгли костры из картофельной ботвы и всяческого старья. Верили, что все эти хлопоты должны защитить хозяйство от дурного глаза, очистить пространство от накопленного негатива и принести достаток в дом.
Исключение делали лишь для старых лаптей, которые считались оберегом и верным средством от сглаза. Их выкидывать нельзя было ни в коем случае — плетеную обувку развешивали под крышами дворовых построек.
Лапти считались оберегом и верным средством от сглаза
Завершается уборка льна: «Василиса — со льнами торопися». Удачен этот день для того, чтобы сажать малину.
Присматриваясь к природным явлениям и поведению животных, крестьяне пытались угадать, какой будет осень, и чего от грядущей зимы ожидать. Приметили, что муравьи строят высокие муравейники в преддверии лютой зимы, а лягушки прячутся в воду к скорому похолоданию.
Если на макушке березы листья остаются зелеными даже после того, как с нижних веток вся листва уже облетела, стоит ждать ранней зимы и хорошей весны. Если шишки на елях высоко висят, то морозы придут поздно, а если низко выросли, то и зима будет ранней. Кстати, обилие шишек сулит следующим летом большой урожай огурцов и гороха, да и яровые уродятся на славу.
17 сентября — Луков день, Неопалимая Купина, Вавила, праздник острых вил. «На Вавилу чинят грабли, косы, вилы» — время чистить, ремонтировать и убирать до нового сезона сельскохозяйственные инструменты. Впрочем, вилам в этот день еще предстоит послужить своему хозяину. Острым орудием следует аккуратно пошевелить стог сена, обходя его кругом — по поверью, именно тут гнездятся лихорадки (гнетуха и трясуха), способные навредить скотине, да и нечистая сила убежищем в стогу не брезгует.
Если вилы в стогу натыкаются на что-то твердое — то, говорят, Кумоха-лихорадка от людских глаз спряталась. Она, кстати, в эти сентябрьские дни могла притвориться старушкой-странницей и обратиться с просьбами подать хлеба или воды, позволить отдохнуть с дороги. Но человеку такая помощь оборачивалась хворями, недугами.
Хозяин с вилами в руках обходил двор, проверял сеновал — верили, что от этого несложного ритуала все бесы разбегаются. А еще считались очень действенными заговоры и молитвы о сохранении дома от огня (молний и пожаров).
Не рекомендуется начинать никаких важных дел в этот день. Не подписывайте деловых бумаг, избегайте поспешных решений, тщательно взвешивайте слова, прежде чем произнести их — вдумчивость и неторопливость помогут избежать неприятностей.
18 сентября — Захарий и Елисавета, Афанасий, Кумоха. В деревнях «выгоняли Кумоху» — прибирались в доме, а вечером обязательно топили баню, чтобы попариться с березовым веником. Считалось, что это поможет укрепить здоровье и уберечься от осенних хворей.
19 сентября — Михайлов день. Начало утренних заморозков (Михайловские утренники), устойчивое похолодание. Работать в этот день запрещалось; в честь архистратига Михаила устраивали первую мирскую братчину (вторая — 19 декабря, Никольская). Сперва проводился общий сход, в котором участвовали преимущественно мужчины. На таком собрании обсуждали дела общественные и семейные, стараясь миром разрешить спорные вопросы. Затем обычно шли в церковь, а потом накрывали вскладчину общий стол. Девицы вечером гадали на суженого.
20 сентября — Созонт, Лука, Луков день, луковница. Начинали продавать и покупать лук, ежедневно употреблять его в пищу, чтобы уберечься от лихорадок и сохранить здоровье. Считалось, что в этот день плакать — к добру: это сулит крепкое здоровье и счастливую жизнь. Говорили: «Какая девица не плачет, мимо той и пройдет удача».
«Лук в косицы плетут девицы» — луковые косы служили не только украшением, но и оберегом. А еще по луку гадали на женихов. Для этого следовало взять несколько луковиц (по числу женихов), загадать на каждую (и отметить) имя, а затем положить луковицы вместе туда, где влаги вдоволь. Потом остается лишь следить, какая первой прорастет — за тем, значит, и замужем быть.
Если в этот день последним войдет в дом мужчина, то весь последующий год в семье все будут здоровы. А еще, по поверьям, в канун Рождества Пресвятой Богородицы следовало строго соблюдать ряд запретов: не считать запасов в своих кладовых; не одалживать денег, воды и хлеба; не хвастать здоровьем, чтобы не потерять его; не затевать сватовства и не поминать усопших по именам. Не следовало также покупать кукол для девочек — считалось, что такой подарок навлечет бесплодие.
21 сентября — Рождество Пресвятой Богородицы, Осенины, Оспожинки. Вторая встреча осени, праздник урожая, который отмечался широко и с размахом — иной раз празднования могли и на целую неделю затянуться. Работать в этот день запрещалось и в поле, и дома, зато принято было ходить в гости, навещать родителей.
Если стоит хорошая погода, то и вся осень будет погожей. Ранний листопад предвещает ранние зимние холода.
22 сентября — Иоаким и Анна, день рожениц. Иоаким и Анна — родители Пресвятой Богородицы, которых почитали как покровителей рожениц. Считалось обязательным навестить здравствующих родителей или помянуть усопших, поблагодарить их и попросить прощения, коли чем обидели. Угощение и подарки несли повивальным бабкам.
Листаем народный календарь: третья неделя сентября
#1 - 17 сентября 2015, четверг
|
|
мега-элита
Сообщений: 529
2593 дня назад
|
0
|
Быстрый ответ
Чтобы писать на форуме, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.